Зачем нужна медиация центру
образования?
Подростки и дети «группы риска» часто
вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая
нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды,
ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в
том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует
освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и
формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми,
необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые
обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные
конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить центр
образования в безопасное, комфортное пространство для всех участников
образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного
решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений.
В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором
нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного
решения.
Зачем медиация нужна
родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт,
выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и
подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды,
корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация –
это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между
детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна
детям?
В процессе медиации каждый участник, как
ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то,
что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою
позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу
разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке,
создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться
разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего,
будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его
создании.
В общем, можно сказать следующее:
чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали
возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их
мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий
развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не
волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря
медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой
преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более
тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не
стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба
примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой
школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Миссия школьной службы
примирения:
1. Создается альтернативный путь
разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные
коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также
усиливается чувство личной значимости.
ЦЕЛЬ:
Обеспечение психолого–педагогической,
медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
ЗАДАЧИ:
1. Создание информационного поля о
восстановительных технологиях и реализации программ в центре образования.
2. Реализация восстановительных программ
в работе с участниками школьных конфликтов.
3. Развивается чувство ответственности
за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной
значимости.
Документы по медиации
·
Городская служба медиации;
·
Методические рекомендации по
созданию и организации деятельности в ГОУ служб медиации и
примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий
и конфликтов;
·
Методические рекомендации для
специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних по применению медиативных и восстановительных
практик в работе с детьми и подростками
·
Буклет Правила-поведения в конфликтной ситуации.
·
Организация служб школьной
медиации в ОУ
·
Ребенок в конфликте — Памятка для родителей
·
Развитие медиации в Санкт-Петербурге
·
Телефоны доверия